Овладение детьми диалоговой речью занимает важное место в системе работы по развитию речи в детском саду. Должны ли дошкольников старшего возраста научить вести диалог в ДОУ или это задача педагогов школы?
Сегодня уже стали привычными высказывания, что у детей необходимо развивать общеучебные навыки (или универсальные учебные действия (УУД), или же ключевые компетентности), среди которых особенно выделяют коммуникативные. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подрузамевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения, отстаивать ее, принимать чужую точку зрения и т.д. Всему этому в процессе обучения уделяется большое внимание, но факт остается фактом - даже выпусники школ в большинстве своем не обладают перечисленными свойствами.
Для того чтобы эти умения у ребенка сформировались, педагоги усиленно работают над развитием речи, они убеждены что, если эта деятельность успешна, то умения выслушивать, поспорить, привести аргументы, распределить роли в группе "придут" сами собой. Педагог уверен, что, работая над словарным запасом детей и развивая их связанную речь, он смможет вывести детей на уровень свободного общения в диалоге. При этом он надеется на активное участие в диалоге, самостоятельность в суждениях, рефлексию, но, увы, мы наблюдаем обратное. Почему?
Наверное, стоит поискать объективные причины такого явления, как неумение детей взаимодействовать друг с другом, учавствовать в диалоге, адекватно оценивать себя и других. Рассмотрим и сравним понятия "развитие речи" и "развитие речевой деятельности", так часто отождествляемые педагогами.
Говоря о формировании коммуникативных умений и имея в виду в первую очередь диалогические навыки, вспомним, что диалог - первичная, наиболее естественная форма речи в дошкольном возрасте. Но входит ли она в понятие "развитие речи"? Сначала дадим некоторые определения.
Речь - это способ формулирования и формирования мысли посредством языка. Речевая деятельность - форма коммуникативно-общественной деятельности (вербального общения), представляющая собой взаимодействие людей при помощи речи. Любая деятельность человека имеет следующую структуру:
- потребности и мотивы;
- цели;
- условия и средства достижения целей;
- действия, операции, входящие в способы;
- результат.
Следовательно, речевой деятельностью можно назвать активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи и (или) приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленный на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения.
Под развитием речи подрузамевается:
- обогащение словарного запаса (увеличение активного словаря, работа над употреблением синонимов, антонимов и др.);
- развитие связной речи (обучение построению различных типов теста - описание, повествование, рассуждение).
Этим и занимается каждый педагог, организуя свою педагогическую работу и деятельность детей. Мы видим, что задача развития диалогической речи ребенка даже не ставится. Считается, что он должен сначала овладеть определенными речеведческими знаниями, чтобы участвовать в диалоге, а потом уже в него вступать. Подавляющее большинство педагогов перекладывает обучение диалогу на школьный период. Они полагают, что, если обогатить словарный запас ребенка, научить уместному употреблению синонимов, дать схему построения теста (высказывания), то в дальнейшем, при обучении в школе, он сможет участвовать в диалоге и свободно владеть всеми навыками его ведения. Однако нельзя забывать о том, что диалог - особая форма речи дошкольника, которая не возникает автоматически.
Педагоги ДОУ надеются на то, что в начальной школе детей научат продуктивному диалогу. Педагоги среднего звена негодуют на работников начального образования - ненаучили воспитанников дискутировать, выражать свою точку зрения, элементарно взаимодействовать со сверстниками (не говоря о продуктивном сотрудничестве), и пытаться сходу навязывать детям диалог в 5-м и последующих классах. А ведь именно со среднего звена школы появляются такие модные формы и методы обучения, как проектные, исследовательские работы и т.д.
Так откуда же диалогу взяться самостоятельно? "Готовых" диалогичных детей не бывает. Здесь важно не путать с детьми, умеющими поддержать беседу о погоде и ответить на вопрсы фронтального характера. Представим, что у ребенка богатый словарный запас, он знает, что говорить и как, умеет подобрать синонимы, построить предложение, текст. Но что делать дальше, если упорно "не говорит"? Что же еще необходимо для диалога? В первую очередь это мотивы, потребность говорить. К сожалению, мы придерживаемся своих тематических планов и не учитываем потребность ребенка в диалоге, не поддерживаем и не развиваем ее.
Мы забываем, что диалогу учат. Учат, не ожидая, когда маленький человек будет готов к нему. Ребенок изначально настроен на диалог, мотивирован к нему в силу того, что диалог для него является естественной формой речи. Мы же ждем некого взросления воспитанника, когда диалог станет ему доступен. А он ждет диалога от нас, взрослых. Он проявляет инициативу, хочет говорить, а мы его осаживаем, не доверяя субъективному речевому опыту. Чего ждать потом от ребенка, если его останавливали, не поддерживали инициативу говорить, когда он хотел чем-то поделиться.
А далее мы сталкиваемся с тем, что дети не хотят участвовать в диалоге, они разучились (парадокс!) при якобы развитой речи высказываться в группе, в классе, отстаивать свое мнение, не хотят вступать в дебаты, потомучто ранее их никто и ни о чем не спрашивал. Получается мы развиваем лишь речь детей (как средство речевой деятельности), с помощью которой, как нам кажется, они заговорят, а развивать надо речевую деятельность. И это - важнейшая задача педагога дошкольного учреждения.
Таким образом, развитие речи - это лишь средство и способ реализации речевой деятельности.
Для развития речевой деятельности необходимы:
- поддержка мотивации общения;
- помощь в достижении цели речевой деятельности - воздействие говорящего (пишущего) на партнера общения, следствием которого являются изменения, происходящие в его информационном поле (понимание-непонимание; вербальная-невербальная реакции-результат);
- создание условий и обеспечение средств для достижения цели;
- формирование умений создавать "продукт" речевой деятельности-чсодержательное умозаключение (чтение, слушание), текст (говорение, письмо).
Поддержка мотивации общения - самое главное, с чего начинается развитие речевой деятельности и обучение продуктивному диалогу. Подчеркнем, что речь идет не о беседе, не о фронтальной работе, а о диалоге, в ходе которого дети вместе с педагогом решают определенные задачи. Если в школе это задачи учебные, то в ДОУ это содержательные задачи, имеющие противоречия, с недостающими данными, решающиеся неоднозначно, требующие выбора правильного решения из нескольких возможных.
Обучая детей диалогу, важно помнить и о едином предмете диалога, т.е. предметности сотрудничества. необходимо учить этому детей, тогда диалог бедет не просто формой общения (диалог ради диалога, так называемая вопросно-ответная форма, часто псевдодиалогичная), а именно продуктивная деятельность, направленная на совместное с педагогом решение задач с детьми.
Обучение детей началам продуктивного диалога включает в себя несколько этапов:
- постановка вопросов;
- работа в парах;
- ведение групповой и общеклассной дискуссии (в преемственности с начальной школой).
Организация на первом и втором этапах возможна как в начальной школе, так и в ДОУ (если обучение диалогу в ДОУ не велось). Третий этап, организация которого приходится на период начальной школы, указан с целью осознания педагогом ДОУ "ненапрасности" своих усилий по развитию речевой деятельности детей и непрерывности образования.
Этапы обучения детей постановке вопросов является мотивирующим моментом для ребенка при организации развития его речевой деятельности. Известно, что дошкольный период - время задавания вопросов. Так давайте же не станем осекать малыша, будем поддерживать его естественную, природную потребность говорить и воспитывать не "хорошо отвечающего" ребенка, а "хорошо спрашивающего" (Г.А. Цукерман), причем спрашивающего не только педагога, но и сверстника, и самого себя (ожидаемые нами умения рефлексии, контроля, совершенно отсуствующие у наших детей). Тогда можно будет надеятся , что мы воспитываем самостоятельную личность, способную совершать выбор, работать с информацйией, нести отвественность за свои поступки и т.д.
Важным элементом является также обучение культуре ведения диалога, которое можно разделить на два этапа:
- создание педагогом атмосферы доверия и выработка этикета взаимодействия - общекультурных норм дискуссии (дети постепенно научаются устанавливать глазной и тактильный контакт с партнером по совместным действиям);
- перевод отношений личной симпатии - апнтипатии детей в план содержательных, предметных отношений.
Говоря о диалоге, хотелось бы обратить внимание на то, что дети, как правило, ориентированы на педагога ("эффект подсолнуха", по Г.А. Цукерман). Именно ему они адресуют свои высказывания, от него ждут отклика и оценки, на занятиях они не слышат высказываний сверстников, и их мнение не является авторитетным. Вспомните, как строит свою речь педагог: "Скажите МНЕ....", "Все глазки на МЕНЯ....". Стоит ему только исключить из своей речи глаголы в прошедшем времени: "ВстаЛИ...", "ДостаЛИ карандаши...", и отражать в словах факт своего сопричастия, совместного сотрудничества: "ОткроЕМ тетради..", "ЗаштрихуЕМ фигуру..", как мы обнаружим, что он стал ближе к детям, а значит по-настоящему диалогичнее.
Изменив привычный характер межсубъектного взаимодействия, отказавшись от отношения к детям, как чистому листу бумаги, педагог сможет организовать такую их деятельность, при которой будут фрмироваться значимые коммуникативные умения и навыки, рефлексия, самостоятельность в оценке и суждениях, инициативность, которой так недостает нашим воспитанникам, а также способность к успешной социализации в обществе - все то, что мы называем ключевыми компетентностями.
Источник: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения